Главная » 2020 » Сентябрь » 7 » Сергей ДАНИЛЕНКО: «Высокий социальный статус педагога — залог качественного образования»
13:38
Сергей ДАНИЛЕНКО: «Высокий социальный статус педагога — залог качественного образования»

В первый день осени свои двери открыли более 1200 школ Кубани. Четыре из них приняли учеников впервые. Новые современные школы сданы в этом году в Краснодаре, Анапе, Новороссийске и Геленджике. Губернатор Вениамин Кондратьев ставил задачу в течение пяти лет ввести в эксплуатацию пятьдесят новых школ. К концу года эту задачу выполнят.

Накануне учебного года тема строительства новых школ — стала заглавной на краевом педсовете, который состоялся под председательством губернатора. В режиме видеоконференцсвязи в заседании участвовали около трех тысяч человек: главы муниципальных образований, их заместители по социальным вопросам, руководители образовательных организаций, педагогические работники края. В работе августовской научно - педагогической конференции принял участие председатель Краснодарской краевой организации Общероссийского профсоюза образования Сергей Даниленко. Инициативы профсоюза поддержал губернатор. О педсовете, о статусе педагога, о помощи молодым учителям — его эксклюзивное интервью «Вольной Кубани».

 

— Сергей Николаевич, после дистанта стали гово­рить, что обучение в школе не станет прежним, о том, что качество образования хромает. Есть разные мнения по поводу его повышения в наших школах. На ваш взгляд, что нужно делать?

— Система образования нацелена на развитие, обучение будет совершенствоваться, никакого перехода на дистант не будет, об этом уже несколько раз говорил министр просвещения России Сергей Кравцов, цифровые техноло­гии будут только помогать и дополнять учебный процесс при необходимости. А если говорить о качестве образова­ния, то лично мое убеждение — для его повышения важ­но создать в отрасли конкурентную среду, а это возможно только при высоком социальном статусе педагога.

Некоторые ученые рассматривают качество образова­ния как взаимосвязанную структуру из трех главных ком­понентов: качество условий, качество процесса и качество результата. Все они влияют друг на друга.

В крае созданы и продолжают создаваться благоприят­ные условия функционирования системы образования. Но главной фигурой всегда остается учитель, его личност­ные качества и, конечно, наличие у него возможности постоянно повышать свой профессиональный уро­вень (ведь один раз в три года, как записано в законе, явно недостаточно). Должно быть время и средства на самооб­разование: повышение культурного кругозора — театры, музеи, выставки, кино, путешествия для познания мира через собственные впечатления. Ведь не секрет, что дети любят интересных учителей. Кроме того, конечно же, нужно уделять внимание поддержанию своего здоровья. Я считаю это очень важным элементом, безусловно влияющим на ка­чество образования.

Сейчас же основное внимание учителя сфокусировано на учебной нагрузке (большая часть педагогов работает на полторы и две ставки), поскольку только так можно повы­сить размер зарплаты, плюс ко всему сюда добавляется время для проверки работ, подготовки к урокам, а еще жур­налы, отчетность. В итоге очевидно, что времени катастро­фически не хватает, страдает качество образования.

Поэтому я убежден в том, что, решая вопрос качества образования, нужно в первую очередь сделать серьезный прорыв в повышении социального статуса педагога.

— А начинать, вероятно, надо с четкой и прозрачной системы оплаты труда?

— Безусловно. Введенная в 2008 году, она оказалась крайне неудачной, запутанной и несправедливой — это признано законодательной властью страны и Правитель­ством РФ. М.В. Мишустин дал поручения Минпросвещения России совместно с Минтрудом, Минфином, Общероссий­ским профсоюзом образования в срок до 1 ноября 2020 года представить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников с учетом формирования базовой ставки заработной платы, исходя из установленной продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку за­работной платы).

Сейчас оклады педагогов за выполнение нормы труда — ниже прожиточного минимума и в составе всей зарплаты составляют лишь от 27 до 36 процентов.

У воспитателя, мастера производственного обучения — 9349 рублей, преподавателя — 9434 рубля. У школьного учителя ситуация еще сложнее, так как зависит от числа учеников в классе. Средний показатель — 12197 рублей — даже не гарантирован каждому учителю.

— Эта причина чаще всего становится препятствием притоку в школы молодых педагогов. Какая поддержка в крае именно для этой категории?

— Да, несмотря на прилагаемые усилия на всех уровнях власти, реализацию совместных с министерством проек­тов, проблема с низкими окладами не способствует привле­чению молодых кадров в систему образования. По нашим данным, количество вакансий по итогам 2019 — 2020 года на должность «учитель» — 957, должность «воспитатель» — 173. В целях оказания помощи педагогам в поиске рабо­ты на сайте профсоюза действует база данных вакантных должностей в отрасли образования края, которая актуали­зируется на начало, середину и конец учебного года.

Значимыми для молодых специалистов являются еже­месячные выплаты в размере трех тысяч рублей. В от­дельных муниципалитетах (Динском, Ленинградском, Каневском, Курганинском, Отрадненском, Темрюкском) молодым педагогам вручаются единовременные выплаты от пяти до пятидесяти тысяч. В Краснодаре, Павловском, Новокубанском районах для молодых педагогических ра­ботников предусмотрены гранты. Наиболее значительный размер грантов — 25 и 50 тысяч в Краснодаре, в Мостов­ском, Усть-Лабинском районах, Новороссийске выплачи­ваются дополнительные ежемесячные доплаты молодым педагогам. Результативность принимаемых мер очевидна. В Мостовском районе программа поддержки молодых дей­ствует семь лет, с 2013 года. За этот период 81 процент от числа педагогов, получавших доплаты в размере двух тысяч, продолжают работать в отрасли, хотя в 2013 году от­ток молодых специалистов составлял более 50 процентов. В Темрюкском районе единовременную выплату в размере 15 тысяч рублей в начале учебного года выплачивали мо­лодым педагогам в 2018 и 2019 годах, сейчас из них около 76 процентов продолжают работать.

Мониторинг, проведенный нашей краевой организаци­ей, показал, что за год число молодых педагогических ра­ботников в школах увеличилось на 1,4 процента. Положи­тельная динамика присутствует, но она явно недостаточна для омоложения отрасли образования.

— Знаем, что краевой профсоюз образования активно поддерживает молодежное движение в образо­вании, помогает молодым педагогам в профессиональ­ном развитии. Расскажите о самых значимых проектах.

— Мы ежегодно проводим региональные и межреги­ональные педагогические форумы, спортивно-туристи­ческие мероприятия. Ярким событием этого года стал региональный образовательный форум «Я — педагог», в котором приняли участие студенты выпускных курсов педа­гогических специальностей Армавирского государственно­го педагогического университета, Кубанского государствен­ного университета, филиала Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани.

В июне текущего года краевая организация профсоюза стала победителем конкурса на предоставление грантов Президента РФ с проектом «Образование и карьера: шаг в будущее». Наш проект направлен на стимулирование и привлечение студенческой молодежи к работе педагогами в образовательные организации Краснодарского края, а также на содействие личностному росту, социальной адап­тации, формированию значимости педагогической профес­сии.

— Затрагивая эту болезненную тему, стоит отме­тить важное решение, которое приняли недавно, — повышение оплаты за классное руководство в школах. Пять тысяч рублей федеральных плюс четыре тысячи рублей краевых — это хорошее подспорье...

— Это действительно хорошая поддержка учителям, на чьих плечах большой груз воспитательной работы. Вместе с тем у нас есть и другая категория педагогов, которая вы­полняет ту же работу, что и классные руководители в шко­лах, — кураторы учреждений среднего профобразования. У них оплата составляет в среднем 1700 рублей. Краевой комитет профсоюза обратился в отраслевое министер­ство, профильный комитет ЗСК с предложением оказать содействие в решении вопроса оплаты труда кураторов групп профессиональных образовательных организаций, а именно — установить краевую выплату в размере четырех тысяч рублей в месяц. В настоящее время согласованный с краевой организацией профсоюза проект постановле­ния губернатора о выплатах кураторам студенческих групп СПО находится на рассмотрении в профильных министер­ствах, юстиции.

— На краевом педсовете вы подняли еще одну зло­бодневную тему — жилье для педагогических работни­ков. Расскажите, в чем губернатор поддержал профсоюз?

— Законом об образовании педагогическому работнику гарантировано право на обеспечение жильем. К сожале­нию, названное право практически не реализуется.

Частично проблема решается в рамках краевого зако­на от 23.07.2015 г. № 3232, согласно которому выделяются земельные участки для строительства жилья (в 2019 году земельные участки были предоставлены 23 педагогам в Красноармейском, Успенском районах, Анапе, Новорос­сийске).

В Брюховецком, Динском, Крымском, Темрюкском, Туапсинском районах и Геленджике педагогам частично компенсируется оплата коммерческого найма жилого по­мещения. Компенсация в размере от четырех до восьми тысяч рублей в Туапсинском районе, пять тысяч рублей в Геленджике способствовала привлечению специалистов по востребованным специальностям. И как следствие, число вакансий в названных территориях незначительное.

Профсоюз направил в Государственную Думу предло­жения по внесению дополнений в Жилищный кодекс РФ, предусматривающих внеочередное предоставление педа­гогическим работникам жилых помещений по договорам социального найма.

Начать активно работать над решением проблемы можно с создания на местах жилищно-строительных кооперативов с предоставлением им на безвозмездной основе земельных участков с необходимыми инженер­ными коммуникациями. Как показала практика в других регионах (Воронеж, Калмыкия, Удмуртия, Тверь), создание ЖСК может быть одним из основных условий обеспечения жильем работников образовательных организаций. Такая работа требует больших организационно-правовых усилий, профсоюзная сторона готова взять на себя весь этот объ­ем. Мы разработали специальную программу, но без под­держки краевого уровня в этом вопросе не обойтись.

На краевом педсовете губернатор нас поддержал. Он согласился на пилотный проект пока в некоторых районах края, где жилищный вопрос у педагогов стоит наиболее остро. Также он поручил включить в эту программу еще и медицинских работников.

— Замечательная инициатива! Надеемся, что она осуществится. Спасибо за беседу.

Интервью взяла Инна МОЧАЛОВА.

Вольная Кубань, № 97 (27000). 03.09.2020

Просмотров: 212 | Добавил: kolesnik39 | Рейтинг: 5.0/1
Категории раздела
Инновационная деятельность [32]
Эмблема года

Социальные сети
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0