25 января в России празднуют день студента и Татьянин день. Праздник, который знают все студенты.
История дня студента начинается с 1755 года. Именно 25 января, в Татьянин день, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета» и этот день стал официальным днём Московского университета. С тех пор Святая Татьяна считается покровительницей студентов.
Сначала этот праздник отмечали только в Москве. Но после указа Николая I, в котором он распорядился праздновать не День открытия университета, а подписание акта о его учреждении, появился праздник для студентов всех ВУЗов. Официальным праздник стал после указа Владимира Путина в 2005 году.
Стратегию научно-технологического развития России подготовят к осени
В Кремле состоялось заседание Совета по науке и образованию при Президенте РФ. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, выступая, рассказал, что ведомство ведет подготовку Концепции стратегии научно-технологического развития России, в которой будут определены глобальные цели и принципы документа.
"На прошлом заседании нашего Совета было принято решение о разработке стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период, – сказал Владимир Путин, открывая заседание. – Ее необходимо подготовить к осени текущего года. Считаю, что одновременно, не откладывая, следует выработать и конкретные практические инструменты реализации стратегии, которые позволят учитывать глобальные тенденции и вызовы, гибко реагировать на запросы общества и экономики, на новые технологии, научные знания, образовательные компетенции".
Дмитрий Ливанов отметил, что Минобрнауки России работает над повышением эффективности научных организаций.
- Необходимо перейти от финансирования штатной численности к обеспечению передовых исследований и проектов, – сказал министр. – Это позволит сконцентрировать ресурсы на действительно перспективных разработках и поможет лучшим научным коллективам.
Участники совещания высказали ряд предложений по развитию отечественной науки. В частности, ректор МГУ Виктор Садовничий заявил о необходимости создания национального рейтинга вузов. Также были высказаны идеи о развитии сотрудничества научных организаций и вузов, создании при ведущих университетах школ одаренных детей и другие.
Владимир Путин, в свою очередь, призвал ученых и преподавателей вузов активнее подключаться к просветительским проектам в СМИ.
Источник: «Учительская газета: http://www.ug.ru/news/17354 22.01.2015
Владимир Путин призвал ученых и преподавателей вузов активнее подключаться к просветительским проектам в СМИ
Владимир Путин провёл заседание Совета при Президенте по науке и образованию. На нем обсуждались вопросы подготовки и реализации стратегии научно-технологического развития страны на долгосрочный период.
Открывая заседание Совета, Владимир Путин отметил, что наличие собственных передовых технологий – это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства, конкурентоспособности отечественных компаний, важное условие роста экономики и повышения качества жизни наших граждан. "В этой связи считаю необходимым рассматривать стратегию научно-технологического развития как один из определяющих документов наряду со Стратегией национальной безопасности", - подчеркнул президент.
По мнению главы государства, за последние годы в России создан серьёзный задел для выполнения масштабных научных проектов: значительно возросло число молодых учёных (по отдельным направлениям доля специалистов до 39 лет превышает сегодня 50%), в исследованиях всё активнее участвуют ведущие - Московский и Санкт-Петербургский университеты, федеральные и национальные исследовательские университеты. По словам президента, сегодня в стране более 150 сильных государственных научных институтов, центров, вузов, которые вносят заметный вклад в мировую и отечественную науку. На них приходится примерно 70 процентов всех патентов, которые выдаются на территории нашей страны, 80 процентов высокоцитируемых работ, их разработки востребованы реальным сектором экономики.
- Вместе с тем полторы сотни, 150 – это лишь 10 процентов всех государственных образовательных и научных организаций, - заметил Владимир Путин. - Конечно, возникает вопрос: а где остальные‑то, как там обстоят дела, как они работают?
Президент подчеркнул, что ресурсы, которые выделяются на науку, должны получать сильные исследовательские коллективы, способные создавать прорывные технологии по наиболее важным для страны направлениям, конкурировать с ведущими мировыми центрами. "Именно в такой логике надо выстроить финансирование работ по приоритетам научно-технологического развития страны", - заявил Владимир Путин, поручив Правительству РФ разработать эффективные механизмы, в том числе на проектной основе.
Отметив, что ключевым принципом реализации стратегии научно-технологического развития является тесное взаимодействие науки, образования, бизнеса и государства, президент предложил предлагаю по каждому из приоритетных направлений сформировать специальные советы. В их состав должны войти представители научных организаций и вузов, Российской академии наук, компаний с государственным участием. Глава государства поручил Правительству совместно с РАН до конца 2016 года сформировать такие площадки и выработать чёткие механизмы их деятельности.
Владимир Путин подчеркнул, что приоритетам научно-технологического развития страны должны соответствовать и образовательные организации. По его мнению, необходимо проанализировать, какие компетенции будут востребованы через 10 и более лет, и на основе такого анализа сформулировать предложения по модернизации программ всех уровней образования, а также по повышению квалификации преподавателей.
"Уважаемые коллеги, я хочу обратиться к вам и, собственно говоря, ко всем российским учёным, преподавателям вузов, представителям бизнеса, которые тесно связаны с научной средой, активнее подключаться к просветительским проектам и в интернете, и на телевидении, в печатных средствах массовой информации, рассказывать о достижениях нашей науки, проводить популярные научные мероприятия, организованные на самых разных площадках, для людей самых разных возрастов, ориентированные на подрастающее поколение", - сказал Владимир Путин, прежде чем перейти к обсуждению темы.
Источник: «Учительская газета»: http://www.ug.ru/news/17353 21.01.2016
Определены победители краевой олимпиады профессионального мастерства
В Новороссийском социально-педагогическом колледже состоялась краевая олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальности «Дошкольное образование».
Ее участниками стали 12 лучших студентов педагогических колледжей, победители и призеры отборочного этапа.
Будущие воспитатели успешно прошли компьютерное тестирование, продемонстрировали творческий подход в лепке из пластилина, показали приемы знакомства детей с книгой, а также представили самопрезентацию «Быть воспитателем непросто».
Во время смотра мастерства преподаватели, сопровождавшие конкурсантов, посетили детский сад № 99, выступили на практических семинарах. В атмосферу олимпиады также погрузилась часть старшеклассников школ города Новороссийска. Юные воспитатели в творческой мастерской показали возможности волшебных превращений из бумаги.
Компетентное жюри из числа заведующих детских садов, опытных работников сферы дошкольного образования признало победителем и призером олимпиады Шумейко Анну и Шапареву Елену, студенток Ленинградского социально-педагогического колледжа. Третье место заняла Рахманова Алиса из Краснодарского педагогического колледжа. Лучшие конкурсанты были отмечены грамотами и ценными призами.
Победитель олимпиады будет номинирован на премию по поддержке талантливой молодежи от Краснодарского края в 2016 году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Поздравляем всех участников олимпиады с достигнутыми успехами! Желаем новых высот в овладении профессии, назначение которой растить достойные поколения кубанских детей.
Источник: Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края: http://www.edukuban.ru/presscenter/news/opredeleny-pobediteli-kraevoy-olimpiady-professionalnogo-masterstva/ 22.01.2015
Уйти из класса
Одаренным ученикам разрешат не ходить на уроки
Наталья Третьяк пообещала частным кружкам и секциям государственные субсидии.
Когда отменят шестидневку? Какие регионы сделали продленку бесплатной? Какую зарплату будут получать учителя в этом году? Об этом "РГ" рассказала первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк.
Наталья Владимировна, первым делом "горячий" вопрос от родителей. Всех волнует: сколько будет стоить продленка? И есть ли школы, где продленка бесплатная?
Наталья Третьяк: Плату за продленку устанавливает муниципалитет (учредитель школы), и он может вообще освободить родителей от нее. Повышать или нет плату - решает тоже муниципалитет. Большая часть платы за продленку - это расходы, связанные с питанием, приготовлением пищи, зарплатой поваров, стиркой белья, организацией прогулок, оплатой труда педагога. Родители должны знать: школа не имеет права зарабатывать на продленке. Она может только возместить свои расходы. И если у родителей есть подозрение, что школа на продленке зарабатывает, они могут пожаловаться в департамент или управление образования. Если на сайте школы нет информации о том, из чего складывается плата за продленку, это тоже повод для жалобы, которая обязательно будет проверена.
Самая большая беда наших школ - вторая и третья смены. Оказывается, все ученики учатся в первую смену только в одном городе - Санкт-Петербурге. А где ситуация самая тяжелая?
Наталья Третьяк: На Северном Кавказе - в Ингушетии, Дагестане, Чеченской Республике. В связи с демографическим ростом появляются проблемы в Сибири. В целом по стране во вторую и третью смену учатся очень много детей.
Решение проблемы в строительстве новых школ?
Наталья Третьяк: Первоочередная задача - ликвидация третьих смен и ветхих зданий школ. Началась программа строительства новых школ, которая даст 7 млн новых ученических мест. Регионы могут создавать места разными способами: через возвращение зданий, пристрой, реконструкцию. Но федеральные деньги предназначены только на строительство новых школ, по новым стандартам. В этом году регионы получат 50 млрд рублей на поддержку своих программ создания новых мест.
Новые типовые проекты школ основаны на модульном принципе и могут быть рассчитаны на разное количество учеников - от 150 до 2,5 тысяч. Кроме того, создан реестр рекомендованных проектов уже построенных школ. В нем уже 16 проектов, одобрено для включения еще 46, прошедших все экспертизы.
Много спорят о пятидневке. И родители, и ученики за нее обеими руками. Но впечатление такое, что школе выгодно работать по субботам: нагрузки у учителей больше и оклад выше. Это так?
Наталья Третьяк: Заниматься пять или шесть дней - решают совместно школа и родители. Но родители должны понимать, что есть определенные санитарные ограничения и нельзя увеличивать до бесконечности количество уроков в день. Если объем занятий будет допустимым, суббота может быть неучебным днем. Когда родители хотят, чтобы у ребенка были и ритмика, и риторика, и третий иностранный язык, - надо быть готовыми к шестидневке.
В прошлом году в стране не хватало около тысячи педагогов. Цифра не изменилась?
Наталья Третьяк: Не изменилась. Это 0,5 процента от общего числа педагогов.
А что с зарплатами учителей?
Наталья Третьяк: Со всеми регионами Минобрнауки России подписало соглашение, которое гарантирует, что снижения уровня зарплат не будет. В конце 2015 года было несколько резонансных эпизодов с задержкой зарплаты учителям в регионах. Несмотря на то, что это полномочия местных властей, минобрнауки держит на контроле такие вопросы. Назначить или снять руководителей образования регионов может только губернатор, но для нескольких регионов мы подали ясный сигнал, отозвав свое согласование на должность министров образования, в том числе и за эти проблемы.
При этом должна отметить, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в прошлом году зарплаты учителей выросли.
Сейчас большое внимание уделяется дополнительному образованию детей. Скажите, может ли талантливый художник или музыкант без диплома педагога устроиться на работу в школу или центр творчества?
Наталья Третьяк: Закон позволяет директорам домов, дворцов, центров творчества, других учреждений принимать людей без педобразования, но имеющих образование в профессиональной сфере: музыка, хореография, спорт. И, конечно, они будут востребованы. В системе допобразования должны быть заняты 75 процентов детей. Это более 15 млн. Педагогов требуется много.
Кроме того, мы разработали и внесли законопроект, который открывает негосударственным учреждениям допобразования доступ к бюджетным средствам.
То есть художник сам сможет открыть частную школу и получить деньги от государства?
Наталья Третьяк: Да. Но тогда он не должен брать деньги с учеников и должен будет отчитаться за субсидию.
Много говорят о поддержке одаренных детей. Но реально пока работает только один критерий - победа в олимпиадах. Этого мало для поиска талантов?
Наталья Третьяк: Думаю, что активнее должна работать система профориентации с участием научных организаций и работодателей. В регионах есть удачные примеры, когда ведущие местные предприятия начинают работать со школами и уже с начальных классов выявлять одаренных детей. Например, в Перми, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Тамбове, на Дальнем Востоке. Нужно развивать систему нетиповых школ и других образовательных учреждений. Это и специализированные учебно-научные центры при университетах, и такие центры, как "Сириус", "Смена", "Орленок", "Артек".
Любой учитель знает, что есть одаренные ребята, которые в силу характера или каких-то других особенностей не активны, избегают участия в конкурсах и олимпиадах. Как быть с ними?
Наталья Третьяк: Индивидуальные образовательные графики и траектории, дистанционные образовательные технологии - то, что сегодня актуально для каждой школы. Для одаренного ученика учитель может составить индивидуальный учебный план и освободить от обязанности ежедневно сидеть на всех уроках. Закон сейчас это позволяет. Также очень хорошо показывает себя система портфолио всех достижений школьника, которые учитываются при поступлении в вузы.
В крупных городах профильные школы из-за особенностей финансирования превращаются в большие центры, где профиль размывается и, в конце концов, теряется. Останутся в стране спецшколы?
Наталья Третьяк: Я не считаю, что профили размываются. Но искусственное ограничение школы одним профилем считаю неправильным. Надо дать возможность развиваться каждому ребенку так, как он хочет, опираясь на свои интересы и способности. В крупных городах ситуация проще: если не подходит специализация одной школы, вполне реально найти место в соседней. А вот в небольших городах, селах такого выбора иногда нет.
Источник: «Российская газета»: http://www.rg.ru/2016/01/19/shkola.html
18.01.2016
21 января 1901 года в Екатеринодаре по улице Соборной, 29 состоялось торжественное открытие приюта-яслей, организованных «группой прогрессивной интеллигенции города».
Объявление об открытии яслей гласило: «Родители, не имеющие возможности, уходя на работу, оставлять своих малолетних детей дома, могут приносить и привозить их в приют, где они будут находиться от 6 часов утра до 6 часов вечера, при готовом обеде и содержании. Плата за содержание детей в приюте взимается не выше 5 копеек с ребенка. Очень бедные от платы освобождаются». Новое детское учреждение прижилось в городе и пользовалось популярностью. Шесть лет спустя - в 1907 году приют приобрёл дом на улице Пашковской. А в 1912 году газета «Кубанский курьер» писала: «Приют-ясли существует уже двенадцатый год, обслуживая беднейшую часть населения города, людей, живущих подённым трудом…» Принимали также в ясли и детей-сирот.
Информация со страницы сайта «Взгляд в историю»:
http://kuban.retroportal.ru/1/21.shtml 21.01.2016
На Кубани продолжается просветительско-образовательный проект «Университетские субботы»
Жители края 23 января 2016 года ознакомились с новыми лекциями проекта «Университетские субботы».
Понять принципы деятельности современных технологий, разобраться в полезных свойствах меда и воды, ознакомиться с возрастными особенностями психического развития детей, узнать уникальные приемы журналистской работы и почерпнуть еще много полезных знаний можно будет в ведущих образовательных учреждениях Кубани.
Просветительско-образовательный проект «Университетские субботы» стартовал в декабре прошлого года. Его по достоинству оценили уже более 1300 человек.
Реализуемая министерством образования, науки и молодежной политики и администрациями вузов программа предлагает аудитории новые знания, учит разбираться в давно волновавших вопросах. Еженедельно ведущие кубанские ученые и педагоги готовят новую подборку интерактивных занятий для слушателей. Например, в прошлый выходной шел разговор о вулканах и землетрясениях, творчестве русских композиторов, этике и этикете.
С подробным расписанием предстоящих субботних мероприятий можно ознакомиться здесь.
Источник: Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края: http://www.edukuban.ru/ 20.01.2016
Профсоюзы и экономика
То, что происходит сегодня в экономике России, худо даже не из-за нынешнего падения рубля, роста цен, инфляции, увольнений и роста долгов по зарплате.
Последние решения правительства и парад экспертов на Гайдаровском форуме показал: у принимающих решения людей и советующих им есть крайне ограниченный набор методов, с помощью которого они пытаются бороться с кризисом (все вроде бы уже согласились, что у нас кризис). Это - накачка банков бюджетными деньгами, приватизация оставшейся госсобственности, сокращение бюджетных расходов и “снятие ограничений для бизнеса”.
При этом нужно понимать, что приватизировать предполагается не убыточные, а вполне прибыльные предприятия. Те самые, которые никак не вписываются в традиционный рассказ, что-де “частный бизнес более эффективен”. Эффективны - но будут продавать. Более того, продавать в ситуации падения экономики - это продавать заведомо дешевле, чем во время экономического бума. И тем не менее.
Сокращение бюджетных расходов означает “меньше льгот гражданам” и “больше увольнений”. Но оно же означает, что денег у граждан на банальное потребление будет меньше. Соответственно, меньше товарооборот, меньше денег производителю за купленные товары. Для работника это означает работать гораздо больше за гораздо меньшие деньги. Причем безо всякого технического перевооружения, которое предполагает повышение производительности труда за счет технологии. Нет, трудиться больше будем за счет увеличения интенсивности труда, совмещения должностей, увеличения рабочего времени.
Историческое сравнение. На любое развитие нужно где-то взять ресурс. В 30-х годах прошлого века в СССР ресурс на индустриализацию был взят в деревне. Источником ресурса было зерно как товар, в обмен на него за границей покупали заводы. За последние 10 лет в современной России был добыт и продан за границу неслыханный объем энергоносителей по неслыханным ценам. Где заводы? Анекдот еще и в том, что нет ни заводов, ни пресловутой постиндустриальной экономики, которую развивал все эти годы Дмитрий Анатольевич. Более того, пошел разговор о приватизации Роснано. Из работающих отраслей реальной экономики сейчас можно говорить о ВПК и АПК. Собственно, все. Люди, которые сегодня на Гайдаровском форуме критикуют всю эту “экономику”, последние 15 лет на разных должностях в правительстве или около него успешно строили именно такую экономику, встраивались в мировой бизнес, вступали в ВТО. Теперь же, перекувырнувшись из министров в эксперты, они ее же и критикуют, рассчитывая (и небезосновательно) на то, что никто ничего не помнит и не вспомнит. Что сказать - молодцы!
Это - экономика. А внутри нее - работники и профсоюзы. А вокруг них - социальное партнерство и договоренности за круглым столом. Это все, конечно, прекрасно. Проблема в том, что в результате описанной выше экономической политики уровень жизни работников не только уже упал, но будет падать и дальше. Прогнозы - вещь неблагодарная. Но я не вижу пока никаких оснований для стабилизации жизненного уровня работников в ближайшие три года. С чего бы при нынешнем курсе? А значит, пора готовиться к увеличению стихийных выступлений, чьи причины в каждом регионе будут слегка отличаться.
И в связи с этим - один пример для профсоюзных активистов и руководителей. Когда во время стихийной забастовки шахтеров в июле 1989 года в Кузбасс прилетела правительственная комиссия, туда же одновременно прибыл и председатель ВЦСПС Степан Шалаев. В истории осталась ситуация, когда за стол переговоров он сел не на стороне бастующих, а на стороне правительства. Что выглядело символично.
Так вот в связи с предстоящим сложным периодом: давайте не путать стороны стола. Я стотысячпятьсот раз слышал аргументы и о надобности партнерства, и о понимании ситуации, и о сложностях в экономике, и о неграмотности протестующих (“не там, не с теми, не по тому поводу”). Напомню: через год после того, как Степан Шалаев занял не то место, ВЦСПС не стало. Не только в связи с этим, конечно. Но держать себе этот пример перед глазами крайне желательно. Особенно сейчас.
Источник: «Солидарность»: http://www.solidarnost.org/articles/Profsoyuzy_i_ekonomika.html
20.01.2016
Подбор материалов подготовлен
комитетом Краснодарской краевой территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ |